COVID-19 обостряет новую Большую игру в Центральной Азии
среда, 5 августа 2020 г. 16:54:06
Автор рассматривает трагедию с заражением коронавирусом казахов, узбеков и кыргызов как благоприятную возможность для США. Именно сейчас там нужно открыть «новый фронт» против России и Китая. Так удастся оттянуть силы РФ и КНР от Европы и Южно-Китайского моря, где соперничество этих стран с Западом достигло пика. Этот антироссийско-антикитайский фронт пока не будет военным: нужно вытеснять врага, предоставляя местным кредиты и военные технологии. Анализируя ошибки, приведшие к удалению баз США, размещенных в 2001 году в Кыргызстане и Узбекистане, автор раскрывает попытку США сделать своим союзником подозреваемого в коррупции сына экс-президента Бакиева.

В условиях пандемии covid-19 центральноазиатские государства Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Кыргызистан проходят трудную проверку на прочность. Испытаниям подвергаются их правительства, системы здравоохранения и неустойчивые экономики, которые очень сильно зависят от экспорта сырья в страны с мощной экономикой — такие, как Китай. В отличие от многих других развивающихся стран, оказавшихся с пандемией один на один, государства Центральной Азии имеют богатый выбор спонсоров из числа великих держав. Мощные страны — Китай, Россия и США — готовы прийти к ним на помощь и даже соперничают между собой за возможность эту помощь оказать. Недавно США представили свою центральноазиатскую стратегию, продемонстрировав решимость вступить в новую Большую игру против других великих держав. (Исторически «большой игрой» принято называть прежде всего соперничество России и Великобритании за влияние в Центральной Азии во второй половине XIX века — прим. ред.)
 
Сегодня эта стратегия проходит первое серьезное испытание на прочность, и экзаменатором стал covid-19. США никогда не обладали таким мощным влиянием в Центральной Азии, какое оказывают на этот регион его непосредственные соседи Россия и Китай. Но они должны наладить контакты с этим регионом, если не хотят уступить власть и влияние Китаю, особенно после завершения пандемии. А чтобы наладить такие контакты, США должны стать альтернативой Китаю и России. Они должны помочь странам Центральной Азии победить covid-19, оказать сопротивление засилью вышеуказанных внешних сил, сохранить стабильность и продолжить реформы.
 
Как указывается в американской стратегии, первая политическая цель США состоит в том, чтобы помочь государствам Центральной Азии сохранить суверенитет и оказать сопротивление владычеству других великих держав, прежде всего России и Китая. Отчасти соперничество великих держав является борьбой за стратегическое влияние и ценные ресурсы. Чтобы создать конкуренцию России и Китаю в глобальном масштабе, Соединенные Штаты должны заставить их уделять больше внимания и выделять больше средств странам Центральной Азии, которые издавна находятся в сфере политического господства России, но в последнее время попадают во все большую экономическую зависимость от Китая.
 
Кроме того, все те силы и средства, которые Китай и Россия расходуют в Центральной Азии, перенаправляются из других стратегически важных регионов, таких как Южно-Китайское море, Арктика, Индийский океан и Италия, ставшая недавно, как это ни тревожно, участницей китайской инициативы «Один пояс — один путь». (Автор намекает, что в вышеперечисленных регионах Россия и Китай тоже сталкиваются с противодействием США и ЕС, враждебно относящихся к усилению России в Арктике и даже к мирному строительству Китаем островов в Южно-Китайском море. Так что автор отмечает, что соперничество в Центральной Азии может ослабить противника на этих направлениях — прим. ред.). Covid-19 усилил потребности в ресурсах, а это дает США возможность для налаживания сотрудничества. Нам нужно открыть новый фронт, далекий от традиционных проблемных областей, чтобы свести на нет устремления Китая и России, которые сегодня открыто сотрудничают между собой ради противодействия американской внешней политике по всему миру.
 
Центральная Азия — это не просто очередной такой фронт. Этот регион важен в стратегическом плане. Ни в одном другом регионе мира нет такого количества неотложных геополитических проблем, связанных с энергоресурсами, торговлей, религиозным экстремизмом, конфликтом в Афганистане, враждебным Ираном, ядерным соперничеством в южной Азии, международной торговлей опиумом. Добавьте к этим бедам еще и российскую агрессию в «ближнем зарубежье» России, нестабильность в китайской провинции Синьцзян и инициативу Китая «Один пояс — один путь».
 
Российские интересы в сфере политики и безопасности все больше сближаются с интересами Китая по мере того, как каждая из стран старается самоутвердиться (Россия хочет сохранить свою сферу влияния и буферную зону против экстремизма, а Китай — стабилизировать свой западный фланг и пресечь беспорядки, вызванные тем, что мы называем китайскими гонениями на мусульман и тюркские народы). Индия тоже видит для себя благоприятные возможности. Она хочет открыть второй стратегический фронт для борьбы со своим противником Пакистаном, обретя дополнительное влияние в вопросах экономики и безопасности, особенно в Таджикистане. А Иран развивает более тесные экономические и культурные связи с Таджикистаном и своей соседкой Туркменией. На сегодня политическая неопределенность, связанная со сменой караула, когда власть в этих центральноазиатских странах переходит от диктаторов советской эпохи к новым лидерам (а кое-кто из них имеет свои собственные самовластные амбиции), ведет к углублению их сотрудничества со всеми сторонами, за исключением США.
 
Сторонники пассивной позиции США в Центральной Азии предлагают сделать так, чтобы Китай и Россия соперничали там друг с другом. Это ничем не грозит США, а также ничего нам не будет стоить. Но пандемия covid-19 в значительной мере изменила эту динамику. У России остается все меньше возможностей оказывать влияние на страны Центральной Азии, потому что ее перегруженная и неподготовленная к кризисным ситуациям система здравоохранения столкнулась с большими трудностями, а казна пустеет из-за снижения нефтяных цен. Вместо того, чтобы напрямую конкурировать с Китаем, Россия все больше стремится к партнерству с ним — в вопросах противоракетной обороны, в проведении военных учений, в заключении энергетических соглашений. И, что особенно тревожно, Россия и Китай сотрудничают в противодействии планам США в Сирии и на Корейском полуострове. По счастью, многолетнее взаимное недоверие Китая и Россия всегда будет осложнять и сдерживать двусторонние отношения. Но нам нельзя отводить глаза в сторону: Москва наверняка будет стремиться к сотрудничеству с Пекином, так как не в состоянии воспользоваться, как это предлагаем мы, ситуацией с covid-19 и составить Китаю конкуренцию в борьбе за влияние в Центральной Азии.
 
Не сталкиваясь в Центральной Азии с серьезной конкуренцией со стороны России или США, Китай в условиях пандемии завладел инициативой. Он всячески рекламирует свои успехи и опыт борьбы с вирусом, а также дает рекомендации центральноазиатским государствам типа Узбекистана по противодействию эпидемии. Благодаря более быстрому восстановлению экономики он сумел возобновить закупки различных видов сырьевых товаров, в том числе казахстанской нефти, от которой очень сильно зависит экономика этого региона. Китай поставляет медицинское оборудование и технику во все страны региона. Как и следовало ожидать, Китай ведет переговоры с Кыргызистаном и Узбекистаном о предоставлении кредитов на миллиарды долларов. Не исключено, что это будет сделано через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, которым руководит КНР. Между тем, Соединенные Штаты поставили в регион медицинского оборудования всего на 4,3 миллиона долларов, хотя администрация президента Дональда Трампа все грозилась дать 274 миллиона долларов помощи Центральной Азии на борьбу с пандемией, но так ничего и не сделала.
 
Такой низкий уровень сотрудничества подтверждает историческую тенденцию, ведь Соединенные Штаты лишь номинально вкладывали инвестиции в этот регион. После 1991 года, когда с распадом Советского Союза страны Центральной Азии обрели свободу, Соединенные Штаты с оптимизмом, но очень узко смотрели на их стратегическую ценность. В сдержанной, но сосредоточенной внешней политике США господствовало прежде всего стремление умиротворить постсоветскую Россию, а также не допустить распространения советского оружия массового уничтожения. Активного противодействия России не велось, превалировало желание получить доступ к хорошо всем известным нефтегазовым богатствам центральноазиатского региона. На рубеже веков внимание Америки переключилось на глобальную войну с терроризмом. После 2001 года интересы США в Центральной Азии в основном ограничиваются борьбой с терроризмом и обеспечением войск, воюющих в Афганистане.
 
До пандемии covid-19 политика США в странах Центральной Азии характеризовалась еще и колебаниями. В качестве предварительного условия для укрепления партнерства США требовали большего внимания к соблюдению прав человека, совершенствования системы государственного управления и безопасности. Пример — вопрос с войсками США в Центральной Азии.
 
Лишь в 2001 году США начали размещать свои войска в Узбекистане. (Автор, очевидно, считает, что было бы неплохо разместить войска США в Центральной Азии и раньше, но только теракты против США 11 сентября 2001 года и последующее вторжение США в Афганистан дали повод для этого — прим. ред.) Спустя четыре года после этого, когда Узбекистан получил помощь на 400 с лишним миллионов долларов вопреки вопиющим нарушениям прав человека со стороны его тогдашнего президента Ислама Каримова, США выразили недовольство жестоким подавлением протестов в Андижане, что в конечном итоге привело к выдворению американских войск с авиабазы Ханабад.
 
В 2005 году правительство США приветствовало «тюльпановую революцию» в Кыргызистане, увидев в этом проблеск прогресса на пути к демократии, а также долгожданную борьбу с коррупцией. Но в 2009 году американский посол в Кыргызистане сообщил в Вашингтон, что сын тогдашнего кыргызского президента Курманбека Бакиева «умен, продажен и хорош в качестве союзника». В это же время Соединенные Штаты умерили свои амбиции в регионе, дабы не разрушать стратегический баланс с Россией. Российское содействие было необходимо для сохранения военных баз и северной сети снабжения группировки в Афганистане. Они даже переименовали маленькую базу в кыргызском Манасе в транзитный центр, чтобы подчеркнуть ее временный и небоевой характер, а также свести к минимуму любую видимость угрозы военному господству России в регионе. Но Москва оказала давление на кыргызское правительство, что привело к тяжелейшему поражению — вынужденному закрытию базы в Манасе. И с тех пор США действуют в этом регионе крайне сдержанно. В итоге составленный в 2002 году длинный перечень внешнеполитических задач США в Центральной Азии остается в основном невыполненным.
 
Однако пандемия covid-19, смена политической власти, экономические реформы и обеспокоенность общества Центральной Азии по поводу китайского и российского господства создали новые благоприятные возможности для США. Центральноазиатские диктаторы издавна стремились добиться от Соединенных Штатов максимальных уступок, не проявляя интереса к долгосрочным стратегическим отношениям. Однако новые возможности для сближения стоят того, чтобы ими воспользоваться.
 
Усиление власти Китая в сочетании с переменами в политическом руководстве дают США удобную возможность для выстраивания более прочных отношений с Узбекистаном и Казахстаном. В обеих странах произошла смена руководств. Правда, от бывших коммунистических диктаторов власть перешла не к революционным новым людям, а к ставленникам прежних руководителей. Планы реформ в этих странах в большей степени свидетельствуют о их расчетливом прагматизме, нежели об искренней преданности либеральной демократии и свободному рынку. Тем не менее, любые реформы, способствующие демократическому государственному управлению, соблюдению прав человека и открытию рынков для американских инвестиций являются позитивным развитием событий.
 
Чтобы успешно соперничать с Россией и Китаем, США должны найти в Центральной Азии правительства, готовые к сотрудничеству, а также выстроить с ними содержательные партнерские отношения, которые будут оказывать реальное воздействие и приносить результаты. Америка должна укреплять отношения в сфере политики и безопасности, которые необходимы для борьбы с экстремизмом. Она должна создавать условия для инвестирования средств американским бизнесом. И несмотря на потенциально авторитарные цели новых руководителей в Узбекистане и Казахстане, Соединенные Штаты должны влиять на политику этих государств, создавая стимулы для дальнейших демократических, правозащитных и экономических реформ.
 
Центральноазиатские режимы рассчитывали и впредь будут рассчитывать на прочные экономические отношения с Китаем. Но у них резко усиливается обеспокоенность по поводу китайских намерений и кредитной дипломатии, которая усугубляется истерическим желанием заткнуть заимствованиями все бюджетные дыры, вызванные covid-19. Соединенные Штаты точно так же, как и Китай, способны давать странам Центральной Азии рекомендации, предоставлять оборудование и прочую помощь для противодействия пандемии. Кроме борьбы с covid-19 Америка должна предлагать альтернативы инициативе «Один пояс — один путь» в сфере стратегического развития. Это должно делаться посредством государственных инвестиционных программ и государственно-частных партнерств (ГЧП). Американские агентства должны содействовать государствам Центральной Азии в реформировании нормативно-правовой базы и в открытии их экономик для частных инвестиций. Госдепартамент и Агентство США по международному развитию осуществляют множество дипломатических программ и проектов по оказанию помощи. И Соединенные Штаты могут использовать их, чтобы поддержать реформы, противодействующие политическому влиянию России и Китая, которые подталкивают центральноазиатские страны к авторитаризму.
 
В качестве альтернативы военному господству России и Китая США могут предложить государствам Центральной Азии боевую технику и подготовку, что позволит им ослабить свою зависимость от этих гигантов в области безопасности, а также откроет рынки для американской оборонной промышленности. Многим центральноазиатским странам предстоит принимать важные решения о закупках, поскольку они вынуждены заменять устаревшую боевую технику советского образца. Приобретенная ими техника потребует запчастей на десятки лет вперед. Неизбежно потребуются подготовка новых специалистов и обучение новой тактике. Все это мы должны им предоставить, так как это создаст основу военно-технического сотрудничества в этими странами на перспективу.
 
Россия и Китай готовы и полны желания удовлетворить потребность центральноазиатских стран в модернизации мощными субсидиями, не выдвигая при этом никаких условий по вопросам государственного управления и соблюдения прав человека. На это мы можем ответить наращиванием американской военной помощи: она даст странам Центральной Азии инструменты и стимулы для тесного сотрудничества с Соединенными Штатами в борьбе с региональными экстремистскими группировками, в чем США явно заинтересованы с точки зрения собственной безопасности. Но кое в чем американцы должны и отличаться от конкурентов в лице России и Китая: наращивание американской военной помощи вынудит беспринципных и неразборчивых в средствах руководителей-среднеазиатов строго соблюдать права человека, поскольку это будет условием поставки и использования военной техники.
 
Соединенные Штаты не могут уступить все нынешние благоприятные возможности в Центральной Азии России и Китаю. Выделив даже ограниченные ресурсы, Америка сможет воспрепятствовать ущербу от действий русских и китайцев, она поможет победить covid-19 и улучшит жизнь 72 миллионов человек, населяющих центральноазиатский регион. Все это соответствует стратегии США в Центральной Азии и заслуживает внимания ее жителей.
 
Источник: "ИноСМИ.ру"
05.08.20

Другие материалы раздела:
Комментарии
mercedes benz


Публикации Авторов:

18.09.2020
M.Orlova, 24.kg
Что ждет кыргызстанцев, если кандидат "против всех" победит на выборах?

18.09.2020
"Nezavisimaya gazeta"
Туркменистан избавляется от русского языка

16.09.2020
V.Panfilova, NG
Ашхабад предлагает Кабулу площадку для мирных переговоров

15.09.2020
"Kabar.kg"
Кыргызстан суверенное государство - остальное это говорильня

15.09.2020
"Ritm EurAsia"
На территории ЕАЭС введут систему полной прослеживаемости товаров

14.09.2020
"IA-Center"
Будущее Казахстана в Беларусском зеркале

14.09.2020
V.Panfilova, NG
Кыргызстану угрожает рост протестных настроений после выборов

11.09.2020
E.Pogrebnyak, Vzd
«Белорусский майдан» созревает в еще одном осколке СССР

09.09.2020
"Ritmeurasia"
Узбекистан пересмотрел свое отношение к ЕАЭС

07.09.2020
"Ritmeurasia"
Президент Кыргызстана не стал подписывать закон, где говорится о коррупционерах

04.09.2020
"Ritmeurasia"
ЕЭК изучит ситуацию по прекращению Казахстаном поставок металлического лома в Россию

03.09.2020
"Eurasianet"
Китай, возможно, хочет открыть новые военные базы в Таджикистане, утверждает Пентагон

02.09.2020
"Nezavisimaya gazeta"
Бердымухамедову предлагают уйти по-хорошему

01.09.2020
G.Alekseenko (Afganistan.ru)
Центральная Азия стала спасательным кругом для мирных афганцев

01.09.2020
V.Panfilova, NG
Страны бывшего СССР создают новый консультативный альянс – без России

30.08.2020
"Gazeta.uz"
«Накинули на голову мешок и забрали на вертолете» — отец блогера из Соха

Все материалы раздела

Самые комментируемые

Комментариев еще нет За послед. 7 дней